Подрельсовые прокладки нужны для снижения динамической нагрузки и вибрации в конструкции путей, которые возникают при движении подвижного состава. Изделия предотвращают износ шпал, уменьшают риск появления трещин в железобетонной основе безбалластных систем и ЖБ шпалах, обеспечивают продольное сопротивление рельс смещению и их электроизоляцию.

Применение подрельсовых прокладок

Подрельсовые прокладки используют на традиционных балластных путях со шпалами и безбалластных аналогах со сплошным несущим основанием из ЖБ-плит. Детали применяют для рельсового скрепления при строительстве железнодорожных и трамвайных дорог, метрополитена. Также их устанавливают на подкрановых путях.

Подрельсовые прокладки предназначены для монтажа на деревянных и железобетонных шпалах, на брусьях устройств перевода стрелок. Изделия можно использовать в бысстыковых и звеньевых системах, эксплуатировать при скоростном и грузовом движении транспорта.

Традиционные способы монтажа

К подошве рельс с подкладкой присоединяется прокладка. Затем элементы фиксируются к железобетонным или деревянным шпалам разными способами:

  • Костыльный метод — используется на звеньевых путях и отличается простотой, высокой скоростью сборки. Детали узла фиксируются с помощью металлических костылей. Технология предназначена для сборки рельсовых скреплений со шпалами из дерева.
  • Шурупный метод — позволяет надежно «сшивать» полотно с помощью путевых шурупов. Способ подходит для фиксации рельс Р65 к деревянным шпалам. Он обеспечивает более надежное сцепление крепежа с конструкцией, чем костыльный способ. Метизы на резьбе в 1,5–2 раза реже выходят из отверстия. Технология отличается трудоемкостью демонтажа прокладок при необходимости их замены.
  • КБ65 — метод клеммно-болтового соединения. Рельса прижимается жесткими клеммами, надетыми на болты, у которых головки находятся в пазах прокладок. Технология затратная, устаревшая, сложная: при сборке узла используется более 20 деталей.
  • ЖБР — современное упругое и малообслуживаемое рельсовое скрепление к ж/б шпалам. Метод предназначен для прокладки путей с помощью рельс Р65. Он предполагает использование одного из трех типов фиксации: нераздельное — крепеж проходит через двутавр, прокладку и опору; раздельное — участок фиксируется на пружинные клеммы, шестигранные шурупы, упорные и прижимные скобы; смешанное — для повышения надежности соединения дополнительно применяются костыли. При монтаже узла используется 16 деталей.

Применение при сборке рельсовых скреплений полимерных прокладок дает возможность регулировать конструкцию по высоте в диапазоне 15–20 мм.

Алгоритм работы подрельсовых прокладок

В процессе прохождения поезда возрастает давление на узел рельсового скрепления. Упругая прокладка сжимается и восстанавливается при прекращении нагрузки. Рабочий цикл предполагает ее деформацию с уменьшением объема и возврат в прежнее состояние.

Эта деталь выступает в роли амортизатора. Она гасит вибрации, вызванные неровностями гусеницы и колес, способствует равномерному распределению давления на элементы пути.

Подрельсовая прокладка препятствует истиранию и разрушению шпал, защищает рельсы от износа, продлевает срок службы путей.
Свяжитесь с нами

Заполните форму и наш менеджер обязательно свяжется с Вами.

Заполните форму и наш менеджер обязательно свяжется с Вами.

Классификация и виды подрельсовых прокладок

По назначению различают два класса деталей: 1 — для ж/б оснований, 2 — для брусьев и шпал из дерева.
По сроку службы и износостойкости подрельсовые прокладки делят на четыре вида:

  • Б — базовое исполнение. Пластины имеют ресурс эксплуатации в брутто до 350 млн тонн грузов.
  • ДД — долговечные резинотехнические изделия. Предназначены для шпал из дерева. Рабочий ресурс рассчитан на пропущенный вес в брутто до 700 млн тонн.
  • Д — долговечные прокладки амортизаторы. Они приходят в негодность и подлежат замене после прохода по ним 700 млн тонн груза.
  • ПД — детали повышенной долговечности. Предназначены для экстремальных нагрузок и участков с интенсивным движением, удобны при использовании в труднодоступных зонах для ремонта рельсовых путей. Они рассчитаны на прохождение 1,1 млрд тонн грузов в брутто. Их устанавливают на ж/б шпалах и стрелочных переводах.

По климатическому исполнению резиновые подрельсовые прокладки делят на две категории. К первой относят изделия типа ДД, ко второй — ДД, Д, ПД.

Режимы эксплуатации деталей на открытом воздухе по категориям:

  • I — допускается использование при температуре -40...+60;
  • II — разрешено применение при t -60...+60.

По ГОСТ 34078–2017 виды изделий должны отличаться по техническим параметрам: прочности при нагрузках на растяжение, твердости, удлинению на разрыв, сопротивлению, изменению массы из-за воздействия агрессивных веществ, морозостойкости, жесткость на сжатие, истираемости и так далее.

Разница в параметрах:

  • Прочность у изделий ДД — не менее 8 MPA, Д – 10 MPA, ПД — от 15 MPA.
  • Параметр удлинения на разрыв у ДД — от 200%, у Д — от 300%, а у ПД — не менее 400 %.
  • Твердость по Шору одинаковая у всех видов — 65–90 усл. ед.
  • Параметр жесткости подрельсовой прокладки при нагрузках на сжатие у ДД — 50–200 МН/м, у Д — 50–150 МН/м, а у ПД — 50–150 МН/м.

Резинотехнические изделия по стандарту должны быть абсолютно устойчивы к коррозии металла. Инертность к рельсам — обязательный параметр для всех разновидностей продукции.

Из чего состоят подрельсовые прокладки

Детали изготавливают из различных резиновых смесей:

  • пластины ПД II категории: Эластолой 1500, Скад 1435, РК 1 Р/К, ТПК–5 ПД, 57–7628–10, АПИ–5, армированный состав РКМ–8, Анвис 2010, Шкалой 1000, Пикопан;
  • образцы в исполнении Д II категории: ПМ-1200, РС 61–348, полимер КТ–100, композит ПД–1, ТПК-5, РС 57–7628, КРД–7, Пикалой;
  • прокладки серии Б II категории: РС 18730, 46 ПМ–02, ПД–РЕ–Корд–1;
  • изделия в исполнении Б I категории: РП 101–7–10, РС 57–6018.

Заслуживает внимания современный материал для производства подрельсовых прокладок Cellentic. Целентик — это эластомер EPDM на основе синтетического каучука. Он состоит из компонентов: этилен 45–85%, пропилен 20–50%, диен 2,5–12%.

Особенность целентика — высокая озоно- атмосферо- и химическая стойкость. Он остается стабильным при воздействии ультрафиолета, кислот, щелочей и растворителей.

Материал не теряет эластичность при низких температурах. Он сохраняет рабочие параметры при t в пределах -55...+125 ºС и больше при введении добавочных компонентов.

Состав резинотехнического изделия определяет прочность, надежность, жесткость прокладки, ее морозостойкость, устойчивость к многократному сжатию, растяжению и другим нагрузкам.

Особенности конструкции подрельсовых прокладок

Типовые подрельсовые прокладки имеют рифление с лицевой, обратной стороны и форму плоского прямоугольника. Однако для повышения устойчивости изделий к сдвигу, улучшения сцепления с рельсами и шпалами производители вводят различные усовершенствования конфигурации деталей.

Варианты технических решений:

  • прямоугольные плоские или выпуклые выступы — находятся по бокам пластины и выполняют роль ребер жесткости;
  • глухие отверстия по всей поверхности пластины круглой и выпуклой формы;
  • продольные или поперечные канавки — нужны для отвода влаги от подошвы рельсы и улучшения сцепления;
  • загнутые края — играют роль ребер жесткости.

Если технология монтажа полотна предполагает проход крепежного элемента через прокладку, резинотехнические изделия выпускаются со сквозными отверстиями, которые располагаются в левой и правой части пластины. Количество выемок: от 1 до 5.

В усовершенствованных системах DFF 21 для безбалластовых путей конструктивно предусмотрена возможность регулировки высоты прокладок в пределах 20 мм и поддержка от опрокидывания.

Конфигурация и стандартный размер пластин зависит от габаритов рельс, вида используемых подкладок и способа монтажа узла:

  • Серия ЦП 328 — предназначена для крепления типа К65 под подкладку ЦП-328 и выпускается с параметрами: ширина 145 мм, длина 384 мм, толщина 10 мм. Есть два прямоугольных отверстия 52х36 мм.
  • Подрельсовая прокладка ЦП 362 — устанавливается под подкладку Д65 для деревянных шпал. Модель выпускается с параметрами: ширина 170 мм, длина 360 мм, толщина 8 мм, Ø 36 мм. На пластине располагаются 5 круглых отверстий: 3 с одной стороны, 2 с противоположной части.

Важно соответствие прокладок условиям монтажа и эксплуатации. Размеры, назначение, допуски, устойчивость резинотехнических изделий к различным нагрузкам регулирует ГОСТ и отдельные ТУ производителей.

Преимущества рельсовых скреплений от компании Provektor

Продукция Provektor выпускается в строгом соответствии с межгосударственными стандартами, которые действуют на территории РФ.

Подрельсовые нашпальные прокладки бренда являются эффективными амортизаторами, которые гасят вибрации, уменьшают нагрузки на конструкцию и уровень шума при проходе подвижного состава, снижают риск коррозии двутавровых балок. Их применение приводит к увеличению срока служба рельсовых путей.

Производитель регулярно проводит испытания на заводе для контроля качества продукции:

  • поиск наличия и анализ дефектов поверхности;
  • измерение показателей прочности на растяжение и удлинение;
  • исследования твердости образцов по Шору А и так далее.

Резинотехнические изделия производителя прошли сертификацию. Их качество подтверждено лабораторными исследованиями и экспертизами.

Что дает сотрудничество с компанией Provektor:

  • производство резинотехнических изделий любой сложности;
  • быстрая поставка заказов по РФ, Беларуси, Казахстану;
  • 12 месяцев гарантии на всю продукцию с даты покупки;
  • высокая скорость выпуска продукции за счет собственного высокотехнологичного оборудования;
  • разработка и запуск в производство новых моделей по индивидуальным проектам;
  • бесплатная доставка заказов по Москве для крупных клиентов.

Сотрудничество с Provektor — это сокращение случаев выхода прокладок из строя раньше, чем закончится рабочий ресурс, а также уверенность в надежности и долговечности рельсового пути.
Читайте также
Свяжитесь с нами

Заполните форму и наш менеджер обязательно свяжется с Вами.

Заполните форму и наш менеджер обязательно свяжется с Вами.