Стыковые рельсовые скрепления представляют собой стальные накладки с отверстиями под крепежные элементы. Контактные головки фигурной пластины прижимаются к шейке рельса. Накладка устанавливается на два рельса, состыкованных торцами, и фиксируется болтами с гайками и шайбами. Стыковые рельсовые скрепления данного образца в России производят по ГОСТ 33184-2014. На неэлектрифицированных участках железной дороги устанавливают приварные стыковые рельсовые соединители (СРС), изготовленные из гибкого витого металлического каната.
Промежуточные рельсовые скрепления различаются по конструкции и особенностям использования. Первоначально рельсы крепили к деревянным шпалам с помощью костылей. Такой крепеж приходится регулярно подбивать, так как под воздействием вибрации костыли постепенно вылезают из шпалы. Сегодня применяют другие типы рельсовых скреплений.
Клеммно-болтовое (КБ) рельсовое скрепление – это система из 21 элемента. Такое промежуточное скрепление прижимает рельс к шпале через металлическую подкладку, фиксируется жесткими клеммами с болтами. Скрепление КБ нуждается в регулярном обслуживании – проверяют, плотно ли прижаты клеммы, специальным инструментом подкручивают болты, заменяют поврежденные коррозией или сломанные детали.
Железобетонные (ЖБР) рельсовые скрепления – модернизированная альтернатива креплениям КБ, разработанная специально для ж/б шпал. Система состоит из 16 деталей. Рельс фиксируется на основании упругой стальной скобой, которая жестко закрепляется болтом на железной пластине-подкладке, которая является закладной деталью железобетонной шпалы. За счет более высокой упругости конструкции, использование скреплений ЖБР снижает уровень вибрации, что продлевает срок безремонтной службы ВСП.
Анкерные (АРС) рельсовые скрепления относятся к бесподкладочным. Для фиксации рельса в ЖБИ-шпале предусмотрен забетонированный несъемный рамно-арочный анкер. АРС используются для скрепления рельс со шпальной решеткой на высокоскоростных ж/д магистралях и загруженных линиях. Бесподкладочные системы отличаются быстрой установкой, высокой надежностью и долговечностью, значительно меньшими затратами на обслуживание по сравнению с клеммно-болтовыми рельсовыми скреплениями.
По конструкции рельсовые скрепления делятся на:
- нераздельные – рельс закрепляется на шпале одним крепежом вместе с подкладкой;
- раздельные – рельс фиксируется на подкладке, а подкладка крепится к шпале другим крепежом.
Промежуточные скрепления также классифицируются:
- по наличию прокладки (подкладочные и бесподкладочные);
- по типу крепежа (болтовые, анкерные, шурупно-дюбельные);
- по механическим характеристикам крепежа (жесткие, пластинчатые упругие, прутковые упругие).
Жесткие рельсовые скрепления обеспечивают максимально прочную фиксацию, но в ходе эксплуатации под воздействием силы трения контактные поверхности истираются, и требуется замена элементов.
Болтовые прутковые рельсовые скрепления типа АРС применяются на железнодорожных линиях всех типов, от производственных до магистральных. Такой тип скреплений прост в сборке, надежен и обеспечивает стабильную ширину колеи. К достоинствам также относят небольшую металлоемкость, что снижает цену изделий.