Современные рельсовые скрепления

Характеристики рельсовых скреплений напрямую влияют на прочность и долговечность верхнего строения путей (ВСП), стабильность ширины колеи, безопасность передвижения пассажирского транспорта и товарных составов. От выбора крепежной системы для рельсов также зависит уровень расходов на обслуживание и ремонт полотна.

Назначение рельсовых скреплений

При изготовлении рельсошпальных решеток, укладке и ремонте железнодорожных путей применяют две разновидности рельсовых скреплений. С помощью стыковых выполняют соединение рельс между собой, а промежуточными их крепят к шпалам.

Стыковые рельсовые скрепления преимущественно встречаются на ветках второстепенного значения, в местах стрелочных переводов, на промышленно-производственных железнодорожных нитях. Продольно соединяя рельсы с помощью креплений, требуется оставлять зазор в качестве компенсатора температурных расширений. Такие стыки – наиболее уязвимые места пути, они создают сопротивление движению колеса. Чтобы повысить прочность пути, снизить износ колес и уменьшить расход энергоносителя, на нагруженных магистралях с высоким скоростным режимом соединение рельс выполняют с помощью сварки, формируя бесстыковую нить.

Назначение промежуточных рельсовых скреплений – прочная фиксация рельса на деревянных или железобетонных шпалах. При этом:

  • обеспечивается электроизоляция, исключаются короткие замыкания на участках, где предусмотрена электрическая тяга и автоматическая блокировка;
  • значительно уменьшается вибрационная нагрузка – вибрация может спровоцировать разрушение балластного основания, что повышает риск аварии;
  • поддерживается геометрия ж/д пути – вертикальное расположение рельсов, их взаимное параллельное расположение с единым уровнем по высоте, нормативная ширина колеи;
  • снижается износ рельсового пути за счет равномерного распределения нагрузки от подвижного состава на подкладки и балластное основание;
  • исключается риск смещения или наклона рельсов – стабильность пути поддерживается при любых эксплуатационных нагрузках и климатических условиях.

Применение современных рельсовых скреплений упрощает демонтаж и установку рельсов, что позволяет сократить сроки выполнения путевых работ.

Виды железнодорожных рельсовых скреплений

Стыковые рельсовые скрепления представляют собой стальные накладки с отверстиями под крепежные элементы. Контактные головки фигурной пластины прижимаются к шейке рельса. Накладка устанавливается на два рельса, состыкованных торцами, и фиксируется болтами с гайками и шайбами. Стыковые рельсовые скрепления данного образца в России производят по ГОСТ 33184-2014. На неэлектрифицированных участках железной дороги устанавливают приварные стыковые рельсовые соединители (СРС), изготовленные из гибкого витого металлического каната.

Промежуточные рельсовые скрепления различаются по конструкции и особенностям использования. Первоначально рельсы крепили к деревянным шпалам с помощью костылей. Такой крепеж приходится регулярно подбивать, так как под воздействием вибрации костыли постепенно вылезают из шпалы. Сегодня применяют другие типы рельсовых скреплений.

Клеммно-болтовое (КБ) рельсовое скрепление – это система из 21 элемента. Такое промежуточное скрепление прижимает рельс к шпале через металлическую подкладку, фиксируется жесткими клеммами с болтами. Скрепление КБ нуждается в регулярном обслуживании – проверяют, плотно ли прижаты клеммы, специальным инструментом подкручивают болты, заменяют поврежденные коррозией или сломанные детали.

Железобетонные (ЖБР) рельсовые скрепления – модернизированная альтернатива креплениям КБ, разработанная специально для ж/б шпал. Система состоит из 16 деталей. Рельс фиксируется на основании упругой стальной скобой, которая жестко закрепляется болтом на железной пластине-подкладке, которая является закладной деталью железобетонной шпалы. За счет более высокой упругости конструкции, использование скреплений ЖБР снижает уровень вибрации, что продлевает срок безремонтной службы ВСП.

Анкерные (АРС) рельсовые скрепления относятся к бесподкладочным. Для фиксации рельса в ЖБИ-шпале предусмотрен забетонированный несъемный рамно-арочный анкер. АРС используются для скрепления рельс со шпальной решеткой на высокоскоростных ж/д магистралях и загруженных линиях. Бесподкладочные системы отличаются быстрой установкой, высокой надежностью и долговечностью, значительно меньшими затратами на обслуживание по сравнению с клеммно-болтовыми рельсовыми скреплениями.

По конструкции рельсовые скрепления делятся на:
  • нераздельные – рельс закрепляется на шпале одним крепежом вместе с подкладкой;
  • раздельные – рельс фиксируется на подкладке, а подкладка крепится к шпале другим крепежом.

Промежуточные скрепления также классифицируются:
  • по наличию прокладки (подкладочные и бесподкладочные);
  • по типу крепежа (болтовые, анкерные, шурупно-дюбельные);
  • по механическим характеристикам крепежа (жесткие, пластинчатые упругие, прутковые упругие).

Жесткие рельсовые скрепления обеспечивают максимально прочную фиксацию, но в ходе эксплуатации под воздействием силы трения контактные поверхности истираются, и требуется замена элементов.

Болтовые прутковые рельсовые скрепления типа АРС применяются на железнодорожных линиях всех типов, от производственных до магистральных. Такой тип скреплений прост в сборке, надежен и обеспечивает стабильную ширину колеи. К достоинствам также относят небольшую металлоемкость, что снижает цену изделий.
Свяжитесь с нами

Заполните форму и наш менеджер обязательно свяжется с Вами.

Заполните форму и наш менеджер обязательно свяжется с Вами.

Какие современные рельсовые скрепления сейчас актуальны

У нас в стране широко применяются промежуточные рельсовые скрепления российского производства:
  • КБ – с железной подкладкой и антивибрационными резиновыми прокладками. Применяются модели КБ-65, КБ-50.
  • ЖБР – бесподкладочные, шурупно-дюбельные, с пружинными клеммами пластинчатого типа, прижимной скобой, резиновой прокладкой. Линейка рельсовых скреплений включает модели, различающиеся по конструкции, в том числе ЖБР-65, ЖБР-65П, ЖБР-65Ш, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ.
  • АРС – бесподкладочные, с рамочным анкером, демпферной прокладкой, фиксирующими клеммами. В число наиболее популярных вариантов входит АРС-4.

В России и на мировом рынке пользуются спросом промежуточные рельсовые скрепления:
  • Vossloh (фоссло): система 300 (для высокоскоростных магистралей), система W21 (скорость движения до 250 км/ч, нагрузка на ось до 26 тонн), система W30 (скорость движения до 350 км/ч, нагрузка на ось свыше 26 тонн).
  • Pandrol (пандрол): модели Fastclip, E*Clip

Преимущества рельсовых скреплений от компании PROVECTOR

Общество с ограниченной ответственностью «ПРО ВЕКТОР» занимается производством рельсовых скреплений DFF21. Изделия:
  • надежно фиксируют рельсы на основании;
  • применяются на прямых и криволинейных участках пути;
  • гасят вибрации и снижает уровень шума при движении транспорта;
  • устойчивы к механическим нагрузкам, перепадам температур, атмосферным воздействиям;
  • рассчитаны на длительную эксплуатацию.

Мы строго соблюдаем технологию работ, контролируем качество продукции на всех этапах производства. Даем гарантию 12 месяцев с момента покупки. Доставляем заказы по всей территории РФ, в Беларусь и Казахстан.
Читайте также
Свяжитесь с нами

Заполните форму и наш менеджер обязательно свяжется с Вами.

Заполните форму и наш менеджер обязательно свяжется с Вами.